…Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу. Школа была за селом у церкви… Прибежал Филипок к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны голоса ребят. На Филипка нашёл страх: вдруг учитель его прогонит? И стал он думать, что ему делать. Шла мимо школы бабушка с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошёл в школу, снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
– Да ты кто?
Филипок молчал.
– Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог. Он посмотрел на учителя и заплакал.Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят:
– Кто этот мальчик?
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись рядом с братом, а я попрошу, чтобы мать пускала тебя в школу. Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелел и сказал:
– Мой брат. Я сразу всё понял.
Учитель остановил его и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их.
- Почему Филипку стало скучно в доме?
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. - О чём думал Филипок, стоя перед школой?
На Филипка нашёл страх: вдруг учитель его прогонит? - Кто представил Филипка, что сказал о нём?
Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу. - Почему учителю стало жалко Филипка?
Филипок так напугался, что говорить не мог. Он посмотрел на учителя и заплакал.Тогда учителю жалко его стало. - За что похвалил мальчика учитель?
Филипок знал буквы и немножко читать умел.
Соедини слова по смыслу:
отец-папа
изба (избушка)-русское национальное жилище
отворил-открыл
ухватился- схватился
украдкой-тайком
погоди-подожди
К словам из первого столбика подберите соответствующие из второго.
большие буквы
строгий учитель
старший брат
красный шарф
полное ведро
отцовская шапка
добрая бабушка
маленький мальчик
горячая печка
начальная школа
К данным словам подберите из текста слова с противоположным значением.
Весело-скучно
потерять-нашёл
новый-старый
закрыть-открыть
пуста-полна
говорить-не говорить
Проверьте, правильно ли вы поняли содержание рассказа. Согласитесь или возразите.
- Филипку было скучно дома, поэтому он решил пойти в школу. Согласно не согласно
- В школе было очень тихо. не согласно
- Филипок сказал учителю, что он Костюшкин брат. не согласно
- Филипок очень хорошо умел читать. не согласно
- Он сам научился читать. не согласно
- Учитель похвалил Филипка. согласно
- Учитель сказал мальчику, чтоб он пришёл в школу через год. не согласно